Ныряйте глубже, дольше и безопаснее, используя их технику.
В следующий раз, увидев дайверов, надевающих спарки и "ненужные" компьютеры, приглядитесь повнимательнее. Даже если вы не собираетесь выходить за рамки обычного рекреационного дайвинга, есть кое-что, чему вы могли бы поучиться у технических дайверов. Пытаясь нырять как можно глубже, дальше, дольше и главное безопаснее, они фактически стали летчиками-испытателями подводного плавания.
В статье мы обсудим 5 вещей, которым рекреационные дайверы могут поучиться у своих технических братьев.
Что такое технический дайвинг?
Технический дайвинг можно определить, как дайвинг, выходящий за границы традиционного спортивного дайвинга. Обычно это означает комплекс погружений, требующий постепенных декомпрессионных остановок, использование других газов, кроме воздуха и нитрокса (с содержанием 40% кислорода и менее), активное проникновение в надголовные среды, например, в пещеры и затонувшие корабли, а также погружения более чем на 40 метров.
Дайвинг с этапной декомпрессией относится к техническому только в США и некоторых других местах. Во всей Европе погружения с постепенной декомпрессией в относительно неглубокой воде считается обычным рекреационным дайвингом.
Учитесь на своих ошибках
Снаряжение, процедуры и множество правил, использующихся сегодня в дайвинге, во многом основываются на анализе несчастных случаев - наиболее примечательном вкладе технического дайвинга в индустрию подводного плавания.
Сообщество кейв-дайверов несколько десятилетий назад начало анализировать каждый несчастный случай и составлять список первичных и вторичных причин этих несчастий. Активный процесс обучения на ошибках - и адаптация тренировочного процесса и оборудования с целью предупредить возможные будущие несчастные случаи – в подводной спелеологии продолжается и сегодня, а также с помощью некоторых посвященных добровольцев распространяется на все области технического дайвинга.
В сфере рекреационного дайвинга страховая компания DAN (Divers Alert Network) составляет ежегодные доклады по декомпрессионным болезням, несчастным случаям с летальным исходом, и проекты исследований в области дайвинга (PDE, Project Dive Exploration). Ежегодный обзор и анализ DAN травм и смертей, описываемых в судебных разбирательствах, - с помощью графиков и докладов - анализирует состояние безопасности дайвинга. Информация есть в открытом доступе на сайте DAN.
Контролируйте запас газа
Технический дайвинг давно использует правило расхода газа, называемое "правилом третей". В буквальном смысле это означает, что вы используете одну треть запаса газа, для основной цели погружения, одну треть для возвращения к месту всплытия, а еще одна треть остается в резерве на случай задержек, непредвиденных обстоятельств и всплытий. Не удивительно, что ряд школ сейчас учит любителей этому правилу, особенно при погружениях более чем на 18 метров.
Замедлите скорость всплытия
Популярная тенденция к замедлению скорости всплытия и более глубоким декомпрессионным остановкам, чтобы принять меры против декомпрессионной болезни, берет корни в техническом дайвинге. Во время экспериментов с газовыми смесями и хитроумными программами планирования погружений, технические дайверы начали замечать, что медленные подъемы и глубокие остановки обеспечивают большую безопасность. Руководимые опытом профессионалов, многие школы сегодня придерживаются мнения, что скорость всплытия не должна превышать 9 метров в минуту, а некоторые более прогрессивные школы также рекомендуют делать глубокие декомпрессионные остановки.
Так, NAUI советует рекреационным дайверам при погружении более чем на 12 метров делать остановку на глубине равной половине от максимальной глубины погружения. В техническом дайвинге глубокие остановки увеличивают эффективность процесса декомпрессии. Любителям преподается теория, что глубокие остановки помогают избежать ДКБ, предупреждая образование и увеличение пузырей растворенного в организме газа. Более подробную информацию вы можете найти в статье "Одна минута сделает дайвинг безопаснее".
Дышите не только воздухом
Баллоны с нитроксом сегодня так же часто встречаются на дайв-ботах, как запревшие гидрокостюмы. Почти каждая школа предлагает курсы рекреационного дайвинга на воздухе, обогащенном кислородом. С 1995г, когда журнал "Skin Diver" назвал нитрокс "черным газом", произошла весьма значительная перемена.
Берущая исток в научно-исследовательском дайвинге, идея замещения определенного количества воздуха в баллонах кислородом с целью предотвращения ДКБ болезни вызвала немало споров. Благодаря Дику Рутковски (Dick Rutkowsky), бывшему заместителю координатора дайвинга в Национальной Океанической и Атмосферной Администрации США (NOAA, National Oceanic and Atmospheric Administration), нитрокс широко распространился среди ученых-дайверов, которым для сбора данных было необходимо безопасно увеличить время пребывания на дне.
Уйдя из NOAA на пенсию в 1985г., Рутковски основал первую в мире школу для технических дайверов и предложил нитрокс широкой публике. В процессе преодоления слухов, окруживших обогащенный кислородом воздух, он также сделал еще одно примечательное вложение в дайвинг - известную сегодня цитату: "Наука всегда побеждает чушь" (дословно "Science always wins over bullshit" – прим.перев.).
В настоящее время получение сертификата нитрокс-дайвера вполне осуществимо в рамках рекреационных погружений. Любой OWD может обучиться использованию смесей нитрокс до 40%, чтобы безопасным образом увеличить время пребывания на дне. Благодаря спросу среди технических дайверов, снаряжение, совместимое с нитроксом, легко доступно, для всех желающих.
Покупайте лучшее снаряжение
Специальные потребности технического дайвинга привели к некоторым инновациям в подводном снаряжении. Наиболее значительной из них можно считать технический жилет типа крыло. Постоянной позиции плавания лицом вниз и обтекаемой форме нагрудной части жилета сегодня отдают предпочтение тысячи дайверов-любителей.
Другие примеры оборудования, перешедшего к любителям от технических дайверов, - резервный баллон Spare Air и система пони-баллонов. И то, и другое, по сути, является миниатюрной версией большого этапного баллона, используемого техническими дайверами. Даже октопус спорно, но может считаться изобретением кейв-дайверов, первыми начавших широкое использование альтернативных систем подачи воздуха.
Майкл Анг Rodale's Scubadiving #3/2004
|