Вся водолазная рать
Московскую «Крокин-галерею» наводнили фантастические существа, созданные Леонидом Тишковым
Один из самых известных московских концептуалистов Леонид Тишков
предлагает смотреть на мир глазами мифических водолазов. На его
выставке можно познакомиться с подводной философией, космогонией и
религией.
Леонид Тишков, возможно, единственный из современных художников, кто
последовательно работает со своей мифологией. Придумывает
полуреальные персонажи и ведет их через все перипетии человеческого
мира. Тишковские водолазы – долгожители. В этом году им исполняется
20 лет, и «водолазные» чествования начались еще в Берлине, где на
российско-немецкой выставке художник представил свои последние листы
с прощальными сюжетами. Теперь они переместились в столичную
«Крокин-галерею», где выставлены все достижения в этой области:
здесь и кукольные водолазы, свисающие с потолка, и целые серии
графических листов о том, как водолазы общаются с людьми и себе
подобными, наконец, поэтические фантазии о последних водолазных днях.
Как и полагается мифологическим героям, они существуют на грани
фантастики и реальности. Сам Тишков признается, что увидел
водолазов, когда ему было восемь лет на берегу уральского пруда. Они
якобы вытаскивали из пруда утопленников. Этот первый образ стал
толчком к целой цепочке сравнений. Ведь водолаз – это не аквалангист
с его кислородными баллонами, который свободно летает в воде, как
птица в воздухе. Водолаз в своем увесистом шлеме шагает (лазает) по
дну и соединен с внешним миром шлангом-пуповиной. Этот
получеловек-полуробот рождает у художника массу мыслей. Вроде того,
что все мы немного водолазы, так как появляемся на свет, соединенные
пуповиной с материнским чревом. Что внутри этих страшных водолазных
костюмов имеется какая-то бестелесная душа. Не исключено, что к
концу жизни веревка утащит нас обратно в лоно матери, где мы сбросим
скафандры и станем теми, кем были всегда.
Ко всей этой водолазной философии примешана еще и водолазная
космогония с религией. Тишков авторитетно заявляет: «Согласно
мусульманской легенде, Аллах сотворил разумных существ: ангелов,
созданных из света, джиннов, созданных из огня, людей, созданных из
земли, и водолазов, созданных из воды». Конечно, здесь можно увидеть
типичное дуракаваляние, свойственное всем постмодернистам. Взять,
например, Кабакова с его Примаковым Вшкафусидящим или митьков с их
колоритными алкоголиками-моряками. Известный карикатурист Алексей
Червяков, например, построил весь мир вокруг обыкновенной спички (у
него даже была спичка-Христос). Но у Леонида Тишкова сами картины
настолько изощренны, образы так сильно погружены в подсознательное
(всем памятен его сон о «Хрустальном желудке ангела»), что критики
готовы его сравнить со старыми мастерами вроде Босха или Брейгеля.
Кстати сказать, у Босха тоже немало персонажей, смахивающих на
водолазов (с шарами вокруг головы, в костюмах-скафандрах). Правда, в
древних картинах эти полулюди представляют мировой хаос, когда
человеческое сливалось с природным и вселяло страх в души грешников.
Тишковские водолазы, наоборот, очень детские, домашние и до боли
родные. Остается добавить, что сам Тишков (врач по образованию) не
слишком хорошо плавает, никогда не погружался и не страдает
психическими расстройствами.
Московскую «Крокин-галерею» наводнили фантастические существа, созданные Леонидом Тишковым
Один из самых известных московских концептуалистов Леонид Тишков
предлагает смотреть на мир глазами мифических водолазов. На его
выставке можно познакомиться с подводной философией, космогонией и
религией.
Леонид Тишков, возможно, единственный из современных художников, кто
последовательно работает со своей мифологией. Придумывает
полуреальные персонажи и ведет их через все перипетии человеческого
мира. Тишковские водолазы – долгожители. В этом году им исполняется
20 лет, и «водолазные» чествования начались еще в Берлине, где на
российско-немецкой выставке художник представил свои последние листы
с прощальными сюжетами. Теперь они переместились в столичную
«Крокин-галерею», где выставлены все достижения в этой области:
здесь и кукольные водолазы, свисающие с потолка, и целые серии
графических листов о том, как водолазы общаются с людьми и себе
подобными, наконец, поэтические фантазии о последних водолазных днях.
Как и полагается мифологическим героям, они существуют на грани
фантастики и реальности. Сам Тишков признается, что увидел
водолазов, когда ему было восемь лет на берегу уральского пруда. Они
якобы вытаскивали из пруда утопленников. Этот первый образ стал
толчком к целой цепочке сравнений. Ведь водолаз – это не аквалангист
с его кислородными баллонами, который свободно летает в воде, как
птица в воздухе. Водолаз в своем увесистом шлеме шагает (лазает) по
дну и соединен с внешним миром шлангом-пуповиной. Этот
получеловек-полуробот рождает у художника массу мыслей. Вроде того,
что все мы немного водолазы, так как появляемся на свет, соединенные
пуповиной с материнским чревом. Что внутри этих страшных водолазных
костюмов имеется какая-то бестелесная душа. Не исключено, что к
концу жизни веревка утащит нас обратно в лоно матери, где мы сбросим
скафандры и станем теми, кем были всегда.
Ко всей этой водолазной философии примешана еще и водолазная
космогония с религией. Тишков авторитетно заявляет: «Согласно
мусульманской легенде, Аллах сотворил разумных существ: ангелов,
созданных из света, джиннов, созданных из огня, людей, созданных из
земли, и водолазов, созданных из воды». Конечно, здесь можно увидеть
типичное дуракаваляние, свойственное всем постмодернистам. Взять,
например, Кабакова с его Примаковым Вшкафусидящим или митьков с их
колоритными алкоголиками-моряками. Известный карикатурист Алексей
Червяков, например, построил весь мир вокруг обыкновенной спички (у
него даже была спичка-Христос). Но у Леонида Тишкова сами картины
настолько изощренны, образы так сильно погружены в подсознательное
(всем памятен его сон о «Хрустальном желудке ангела»), что критики
готовы его сравнить со старыми мастерами вроде Босха или Брейгеля.
Кстати сказать, у Босха тоже немало персонажей, смахивающих на
водолазов (с шарами вокруг головы, в костюмах-скафандрах). Правда, в
древних картинах эти полулюди представляют мировой хаос, когда
человеческое сливалось с природным и вселяло страх в души грешников.
Тишковские водолазы, наоборот, очень детские, домашние и до боли
родные. Остается добавить, что сам Тишков (врач по образованию) не
слишком хорошо плавает, никогда не погружался и не страдает
психическими расстройствами.